-
Техника безопасности
К беговым экскурсиям допускаются бегуны в соответствующей форме одежды (в зависимости от погодных условий и места проведения экскурсии): беговые кроссовки, ветровка, головной убор, крем от солнца с SPF не ниже 40, солнцезащитные очки, крем от укуса насекомых, вода.
При движении в группе и при самостоятельной пробежке ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- отходить от маршрута, подходить к электропроводам, неогороженным краям оврагов, обрывов и т.д.;
- мешать другим участникам движения (пешеходам);
- перегибаться через перила и иные ограждения;
- ходить по газонам;
- купаться в водоемах;
- переходить дорогу в неположенных местах;
- наносить ущерб природе, памятникам истории и культуры.
При проведении беговой экскурсии в группе движение осуществляется организованной компактной колонной. Во время экскурсии следует находиться со своей беговой группой, не разбредаться. Переходите проезжую часть централизованно, всей группой.
При самостоятельном прохождении бегового маршрута и пробежке в группе соблюдайте правила дорожного движения при движении по тротуарам, по дорогам, не оборудованным тротуарами, переходе через проезжую часть с движущимся автотранспортом и т.д.
На лесных пробежках внимательно смотрите под ноги, здесь обитает достаточно большое количество змей разных видов. Если вы увидели змею, постарайтесь обойти ее стороной, не пугайте, не гоняйтесь за ней и не пытайтесь взять ее в руки.
Если вы почувствовали себя плохо, необходимо немедленно сообщить об этом гиду группы, а при самостоятельной пробежке – ближайшему прохожему.
Будьте взаимно вежливыми и доброжелательными по отношению друг к другу!
Не стоит пренебрегать мерами предосторожности на пробежке, даже если они кажутся вам незначительными. Осознанность всех участников поможет избежать непредвиденных ситуаций, провести время полезно и приятно.
Участники проекта «Бегу по Приморью: исторические маршруты» обязуются соблюдать и выполнять правила техники безопасности и общественного поведения.
Принимая участие в проекте как на самостоятельных пробежках, так и в организованных группах, вы соглашаетесь с представленной техникой безопасности и берете всю ответственность за свою жизнь и здоровье на себя!
-
Маршрут забега
Открой ссылку и проложи маршрут на карте. Убедись, что в твоем приложении 2ГИС включен слой "Туристические места".
Нажми на ссылку "Скачать GPS трек Форт №4". Скачай файл. Открой файл через любое скаченное или стандартное фитнес-приложение, измеряющее пройденную дистанцию. Беги по маршруту с личным навигатором.
Как добраться
На своем авто/такси
Адрес для поиска на карте: ул.Дальняя, 1 ст 2 -
Рекомандации по экипировке
Рекомендации по экипировке на маршруте
- Ваша одежда должна соответствовать погодным условиям;
- Обязательно при себе иметь ветровку;
- Головной убор ( кепка, шапка, бандана);
- Бафф на шею;
- Рекомендуем иметь тонкие перчатки на руки;
- Кроссовки для шоссейного бега;
- Носки должны выступать за окончание верха кроссовка. Это поможет уберечь ноги от натирания мозолей;
- Не используйте в качестве первого (нательного) слоя изделия из натуральных тканей (хлопок, лен, шерсть, вискозу). Изделия из этих тканей очень плохо сохнут. Используйте изделия из синтетический материалов. Они быстро сохнут и хорошо впитывают влагу с тела;
- Рекомендуем взять с собой бутылочку воды;
- Необходимо иметь с собой комплект сменной одежды, в которую вы можете переодеться после пробежки.
-
Точка 1
Форт № 4 – один из материковых фортов Владивостокской крепости; расположен на г. Проценко (высота 431м), в самом центре Седанкинского хребта, пересекающего полуостров Муравьева Амурского от берега Уссурийского залива до берега Амурского залива. Строитель и проектировщик форта– военный инженер капитан Евгений Павлович Проценко. В службу вступил в 1894 г. Окончил Николаевское инженерное училище. Выпущен в 1-й Восточно-Сибирский саперный батальон. Окончил Николаевскую инженерную академию в 1903 г. Участник русско-японской войны 1904-1905 гг. С 1908 по 1912 гг. – в составе Владивостокского крепостного инженерного управления и Управления начальника строительства Владивостокской крепости.
Начало нашего маршрута пройдет по территории жилых корпусов одной из действующих военных частей. Тропа не огорожена, но подъезд к части охраняется сторожем с собакой и по настоящее время. Поэтому, дабы не тревожить военных, наш маршрут обходит часть справа и выводит на рокадную дорогу.
-
Точка 2
Впервые вопрос о необходимости обороны поста со стороны суши встал в 1868 году, когда по Южно-Уссурийскому краю прокатилась Манзовская война. Беспорядки, возникшие среди китайцев, нелегально добывавших золото на острове Аскольд, переросли в открытое военное столкновение с русскими войсками. В результате несколько населённых пунктов было сожжено и разграблено.
На Седанкинском хребте на данный момент на сопках равномерно расположились 7 основных фортов, между которыми так же имеются отдельные батареи и сооружения крепости. Все они соединены рокадной дорогой, протяженностью в сумме около 20 км. Дорога была построена в начале XX века на совесть и по настоящее время сохранилась в отличном виде. Новая трасса Седанка – Патрокл идет параллельно этой дороге, пересекая старую в трех местах. По краям дороги местами сохранились царские столбики, обозначавшие ранее крутые повороты.
-
Точка 3
Форт №4 изначально по проекту носил имя Императора Александра Благословенного, а после переименования в советское время стал называться Северный. К нему идет отдельное ответвление от основной линии рокадной дороги. Если двигаться по ней дальше прямо, то через 1,5 км дорога поднимется на форт №3. Нам же необходимо свернуть налево и двигаясь еще около 1 километра, подняться на сопку Проценко. Форт №4 – единственный из 7 фортов хребта, где частично дорога к сооружению заасфальтирована.
-
Точка 4
Для защиты Владивостока со стороны суши требовалось построить линию оборонительных сооружений поперёк полуострова на достаточном удалении от города и порта, а для противодействия неприятелю со стороны моря — выбрать наиболее удобные места для строительства батарей берегового фронта и организовать надлежащую оборону Русского острова. Такой подход отражал специфику крепости: она должна была быть готова к одновременному удару противника и с суши, и с моря, причём на первом этапе существования крепости велика была вероятность того, что удар будут наносить разные противники: Китай со стороны материка и британский ВМФ — с океана.
-
Точка 5
После победы Японии в Японо-китайской войне 1894–1895 годов стало очевидно, что у России в регионе появился новый сильный противник и что удар по Владивостоку может быть нанесён не только британским флотом с моря или китайскими войсками по суше, но и японцами сразу по двум этим направлениям. В этих условиях владивостокские инженеры приступили к разработке проектов и строительству новой (второй) главной линии обороны крепости со стороны суши.
Однако ни людей, ни средств на строительство тогда не хватало, и форт №4 был построен уже в третью волну строительства 1910-1917 гг.
К 1940 гг были достроены кирпичные здания а нижней линии форта, в которых во время Второй мировой войны располагался защищенный узел связи (ЗУС) «Удар», обеспечивавший связью командный пункт главной военно-морской базы Тихоокеанского флота «Скала». Сама база находилась на форте №2, который располагается к востоку и в данный момент является действующей военной частью ПВО.
-
Точка 6
Форт имеет в плане пятиугольную форму, с трёх сторон прикрыт рвом.
Во рву располагаются одиночный (три 57-мм пушки и пулемёт) и двойной (шесть 57-мм пушек и два пулемёта) двухэтажные кофры с системами контрминных галерей. Кофры соединены потернами с подбрустверной галереей стрелкового бруствера. На бруствере устроены два бетонных барбета под противоштурмовые пушки и три колодца под броневые наблюдательные посты. Толщина бетона на потолке сооружений форта составляла до 2,5 метров, а пол и стен – около метра, что позволяло выдерживать прямое попадание самой мощной на тот момент в мире пушки.
С высоты открывается вид на соседние сопки и форты (Екатерины Великой, Александра Освободителя, Петра Великого). Также видно Седанкинское (Пионерское) водохранилище, Амурский и Уссурийский заливы, трассу Седанка-Патрокл.
В километре от форта на рокадной дороге находится родник, оборудованный еще при строительстве форта и пользующийся популярностью у местных жителей по сей день.
-
Точка 7
Форт № 4 в плане визуального восприятия выгодно отличается от других доступных фортов Владивостокской крепости, каждый из которых, уникален и является произведением фортификационного искусства. Поражает огромной высотой бетонный бруствер – это инженерное решение напоминает конструкцию южноамериканских ступенчатых пирамид древности. Многоступенчатые обратные скаты бруствера служили для удобной стрельбы, защиты от пуль и снарядов, а также для укрытия от наблюдения противника.
Также форт интересен наличием и хорошей сохранностью редкого типа подземелий – тоннельных казарм. Правда не все казармы были достроены. Так, на месте предполагаемой самой большой казармы был лишь вырыт котлован и подведены потерны. Таким образом, этот форт, как и многие во Владивостоке относительно проектов 1910 г. не завершены.
Форт имеет семь выходов-сквозников из подбрустверной галереи, два из которых являются убежищами для противоштурмовых орудий. Для защиты тыльного земляного бруствера (находится на уровень ниже и окружает форт с трех сторон) устроен горжевой капонир на четыре 57-мм пушки и два пулемёта.
Наша экскурсия не предполагает посещение форта изнутри, т.к. это не безопасно. В двойном кофре (двухэтажном) есть опасность падения с высоты в несколько метров — отсутствует лестница сразу при входе в кофр. Отдельные подземный участок бывают затоплены, стены частично выгоревшие. В галереях форта любят устраиваться на зимовку колонии летучих мышей.
-
Точка 8
Узкая дорога вдоль оборонительного вала, длиной почти 800 метров скрытно соединяла 4й и 3й форт, а так же использовалась для подвоза стройматериалов. Однако, основным способом доставки десятков тысяч тонн цемента, щебня и металла на форты оставались подвесные канатные дороги. В долине Второй речки, была смонтирована специальная линия узкоколейной железной дороги, материалы доставляли поездами на паровой тяге, а затем поднимали наверх с помощью канатки. Бетонные столбы оснований канатной дороги и сейчас можно найти, побродив по лесу на склонах сопок. Всего для строительства фортов на полуострове Муравьева-Амурского в общей сложности было смонтировано около 18 километров канатных дорог. Для строительство фортов с 1910 по 1917й года во Владивосток ежегодно поставлялось до 600 000 бочек цемента. Основным подрядчиком стали торговые дома «Кунст и Альберс» и «Чурин».
-
Точка 9
Владивостокская крепость — исторический памятник, поражающий своим масштабом и сложностью инженерной мысли, это целый мир с тысячами судеб, обстоятельств, эпизодов, достойных внимания лучших кинематографистов и писателей. И сегодня книгу этой истории пишет Объединенный музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. В 2019 году во исполнение поручения Президента Российской Федерации был создан Музей-заповедник «Владивостокская крепость». В 2022 году два федеральных учреждения объединились — Владивостокская крепость стала филиалом Государственного объединенного музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. Сейчас постепенно объекты крепости приводятся в порядок, на них устанавливают двери, для ограничения проникновения вандалов, а также чтобы обезопасить посетителей от возможных травм. Музей-заповелник проводит регулярные экскурсии на форт №1 и форт №7. Заинтересовавшимся историей города и крепости рекомендуем посетить эти объекты.