#8 Форт №4
#8 Форт №4
средний
Дистанция 5,4 км. Тип покрытия: грунт, асфальт. Набор высоты: 192 м.
  • Техника безопасности

    Техника безопасности

    К беговым экскурсиям допускаются бегуны в соответствующей форме одежды (в зависимости от погодных условий и места проведения экскурсии): беговые кроссовки, ветровка, головной убор, крем от солнца с SPF не ниже 40, солнцезащитные очки, крем от укуса насекомых, вода.

    При движении в группе и при самостоятельной пробежке ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

    • отходить от маршрута, подходить к электропроводам, неогороженным краям оврагов, обрывов и т.д.;
    • мешать другим участникам движения (пешеходам);
    • перегибаться через перила и иные ограждения;
    • ходить по газонам;
    • купаться в водоемах;
    • переходить дорогу в неположенных местах;
    • наносить ущерб природе, памятникам истории и культуры.

    При проведении беговой экскурсии в группе движение осуществляется организованной компактной колонной. Во время экскурсии следует находиться со своей беговой группой, не разбредаться. Переходите проезжую часть централизованно, всей группой.

    При самостоятельном прохождении бегового маршрута и пробежке в группе соблюдайте правила дорожного движения при движении по тротуарам, по дорогам, не оборудованным тротуарами, переходе через проезжую часть с движущимся автотранспортом и т.д.

    На лесных пробежках внимательно смотрите под ноги, здесь обитает достаточно большое количество змей разных видов. Если вы увидели змею, постарайтесь обойти ее стороной, не пугайте, не гоняйтесь за ней и не пытайтесь взять ее в руки.

    Если вы почувствовали себя плохо, необходимо немедленно сообщить об этом гиду группы, а при самостоятельной пробежке – ближайшему прохожему.

    Будьте взаимно вежливыми и доброжелательными по отношению друг к другу!

    Не стоит пренебрегать мерами предосторожности на пробежке, даже если они кажутся вам незначительными. Осознанность всех участников поможет избежать непредвиденных ситуаций, провести время полезно и приятно.

    Участники проекта «Бегу по Приморью: исторические маршруты» обязуются соблюдать и выполнять правила техники безопасности и общественного поведения.

    Принимая участие в проекте как на самостоятельных пробежках, так и в организованных группах, вы соглашаетесь с представленной техникой безопасности и берете всю ответственность за свою жизнь и здоровье на себя!

  • Маршрут забега

    Найти маршрут на карте 2ГИС

    Открой ссылку и проложи маршрут на карте. Убедись, что в твоем приложении 2ГИС включен слой "Туристические места".

    Скачать GPS трек Форт №4

    Нажми на ссылку "Скачать GPS трек Форт №4". Скачай файл. Открой файл через любое скаченное или стандартное фитнес-приложение, измеряющее пройденную дистанцию. Беги по маршруту с личным навигатором.

    Как добраться

    На своем авто/такси
    Адрес для поиска на карте: ул.Дальняя, 1 ст 2

  • Рекомандации по экипировке

    Рекомендации по экипировке на маршруте

    • Ваша одежда должна соответствовать погодным условиям;
    • Обязательно при себе иметь ветровку;
    • Головной убор ( кепка, шапка, бандана);
    • Бафф на шею;
    • Рекомендуем иметь тонкие перчатки на руки;
    • Кроссовки для шоссейного бега;
    • Носки должны выступать за окончание верха кроссовка. Это поможет уберечь ноги от натирания мозолей;
    • Не используйте в качестве первого (нательного) слоя изделия из натуральных тканей (хлопок, лен, шерсть, вискозу). Изделия из этих тканей очень плохо сохнут. Используйте изделия из синтетический материалов. Они быстро сохнут и хорошо впитывают влагу с тела;
    • Рекомендуем взять с собой бутылочку воды;
    • Необходимо иметь с собой комплект сменной одежды, в которую вы можете переодеться после пробежки.
  • Точка 1

    Форт № 4 – один из материковых фортов Владивостокской крепости; расположен на г. Проценко (высота 431м), в самом центре Седанкинского хребта, пересекающего полуостров Муравьева Амурского от берега Уссурийского залива до берега Амурского залива. Строитель и проектировщик форта– военный инженер капитан Евгений Павлович Проценко. В службу вступил в 1894 г. Окончил Николаевское инженерное училище. Выпущен в 1-й Восточно-Сибирский саперный батальон. Окончил Николаевскую инженерную академию в 1903 г. Участник русско-японской войны 1904-1905 гг. С 1908 по 1912 гг. – в составе Владивостокского крепостного инженерного управления и Управления начальника строительства Владивостокской крепости.

    Начало нашего маршрута пройдет по территории жилых корпусов одной из действующих военных частей. Тропа не огорожена, но подъезд к части охраняется сторожем с собакой и по настоящее время. Поэтому, дабы не тревожить военных, наш маршрут обходит часть справа и выводит на рокадную дорогу.

  • Точка 2

    Впервые вопрос о необходимости обороны поста со стороны суши встал в 1868 году, когда по Южно-Уссурийскому краю прокатилась Манзовская война. Беспорядки, возникшие среди китайцев, нелегально добывавших золото на острове Аскольд, переросли в открытое военное столкновение с русскими войсками. В результате несколько населённых пунктов было сожжено и разграблено.

    На Седанкинском хребте на данный момент на сопках равномерно расположились 7 основных фортов, между которыми так же имеются отдельные батареи и сооружения крепости. Все они соединены рокадной дорогой, протяженностью в сумме около 20 км. Дорога была построена в начале XX века на совесть и по настоящее время сохранилась в отличном виде. Новая трасса Седанка – Патрокл идет параллельно этой дороге, пересекая старую в трех местах. По краям дороги местами сохранились царские столбики, обозначавшие ранее крутые повороты.

  • Точка 3

    Форт №4 изначально по проекту носил имя Императора Александра Благословенного, а после переименования в советское время стал называться Северный. К нему идет отдельное ответвление от основной линии рокадной дороги. Если двигаться по ней дальше прямо, то через 1,5 км дорога поднимется на форт №3. Нам же необходимо свернуть налево и двигаясь еще около 1 километра, подняться на сопку Проценко. Форт №4 – единственный из 7 фортов хребта, где частично дорога к сооружению заасфальтирована.

  • Точка 4

    Для защиты Владивостока со стороны суши требовалось построить линию оборонительных сооружений поперёк полуострова на достаточном удалении от города и порта, а для противодействия неприятелю со стороны моря — выбрать наиболее удобные места для строительства батарей берегового фронта и организовать надлежащую оборону Русского острова. Такой подход отражал специфику крепости: она должна была быть готова к одновременному удару противника и с суши, и с моря, причём на первом этапе существования крепости велика была вероятность того, что удар будут наносить разные противники: Китай со стороны материка и британский ВМФ — с океана.

  • Точка 5

    После победы Японии в Японо-китайской войне 1894–1895 годов стало очевидно, что у России в регионе появился новый сильный противник и что удар по Владивостоку может быть нанесён не только британским флотом с моря или китайскими войсками по суше, но и японцами сразу по двум этим направлениям. В этих условиях владивостокские инженеры приступили к разработке проектов и строительству новой (второй) главной линии обороны крепости со стороны суши.

    Однако ни людей, ни средств на строительство тогда не хватало, и форт №4 был построен уже в третью волну строительства 1910-1917 гг.

    К 1940 гг были достроены кирпичные здания а нижней линии форта, в которых во время Второй мировой войны располагался защищенный узел связи (ЗУС) «Удар», обеспечивавший связью командный пункт главной военно-морской базы Тихоокеанского флота «Скала». Сама база находилась на форте №2, который располагается к востоку и в данный момент является действующей военной частью ПВО.

  • Точка 6

    Форт имеет в плане пятиугольную форму, с трёх сторон прикрыт рвом.

    Во рву располагаются одиночный (три 57-мм пушки и пулемёт) и двойной (шесть 57-мм пушек и два пулемёта) двухэтажные кофры с системами контрминных галерей. Кофры соединены потернами с подбрустверной галереей стрелкового бруствера. На бруствере устроены два бетонных барбета под противоштурмовые пушки и три колодца под броневые наблюдательные посты. Толщина бетона на потолке сооружений форта составляла до 2,5 метров, а пол и стен – около метра, что позволяло выдерживать прямое попадание самой мощной на тот момент в мире пушки.

    С высоты открывается вид на соседние сопки и форты (Екатерины Великой, Александра Освободителя, Петра Великого). Также видно Седанкинское (Пионерское) водохранилище, Амурский и Уссурийский заливы, трассу Седанка-Патрокл.

    В километре от форта на рокадной дороге находится родник, оборудованный еще при строительстве форта и пользующийся популярностью у местных жителей по сей день.

  • Точка 7

    Форт № 4 в плане визуального восприятия выгодно отличается от других доступных фортов Владивостокской крепости, каждый из которых, уникален и является произведением фортификационного искусства. Поражает огромной высотой бетонный бруствер – это инженерное решение напоминает конструкцию южноамериканских ступенчатых пирамид древности. Многоступенчатые обратные скаты бруствера служили для удобной стрельбы, защиты от пуль и снарядов, а также для укрытия от наблюдения противника.

    Также форт интересен наличием и хорошей сохранностью редкого типа подземелий – тоннельных казарм. Правда не все казармы были достроены. Так, на месте предполагаемой самой большой казармы был лишь вырыт котлован и подведены потерны. Таким образом, этот форт, как и многие во Владивостоке относительно проектов 1910 г. не завершены.

    Форт имеет семь выходов-сквозников из подбрустверной галереи, два из которых являются убежищами для противоштурмовых орудий. Для защиты тыльного земляного бруствера (находится на уровень ниже и окружает форт с трех сторон) устроен горжевой капонир на четыре 57-мм пушки и два пулемёта.

    Наша экскурсия не предполагает посещение форта изнутри, т.к. это не безопасно. В двойном кофре (двухэтажном) есть опасность падения с высоты в несколько метров — отсутствует лестница сразу при входе в кофр. Отдельные подземный участок бывают затоплены, стены частично выгоревшие. В галереях форта любят устраиваться на зимовку колонии летучих мышей.

  • Точка 8

    Узкая дорога вдоль оборонительного вала, длиной почти 800 метров скрытно соединяла 4й и 3й форт, а так же использовалась для подвоза стройматериалов. Однако, основным способом доставки десятков тысяч тонн цемента, щебня и металла на форты оставались подвесные канатные дороги. В долине Второй речки, была смонтирована специальная линия узкоколейной железной дороги, материалы доставляли поездами на паровой тяге, а затем поднимали наверх с помощью канатки. Бетонные столбы оснований канатной дороги и сейчас можно найти, побродив по лесу на склонах сопок. Всего для строительства фортов на полуострове Муравьева-Амурского в общей сложности было смонтировано около 18 километров канатных дорог. Для строительство фортов с 1910 по 1917й года во Владивосток ежегодно поставлялось до 600 000 бочек цемента. Основным подрядчиком стали торговые дома «Кунст и Альберс» и «Чурин».

  • Точка 9

    Владивостокская крепость — исторический памятник, поражающий своим масштабом и сложностью инженерной мысли, это целый мир с тысячами судеб, обстоятельств, эпизодов, достойных внимания лучших кинематографистов и писателей. И сегодня книгу этой истории пишет Объединенный музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. В 2019 году во исполнение поручения Президента Российской Федерации был создан Музей-заповедник «Владивостокская крепость». В 2022 году два федеральных учреждения объединились — Владивостокская крепость стала филиалом Государственного объединенного музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. Сейчас постепенно объекты крепости приводятся в порядок, на них устанавливают двери, для ограничения проникновения вандалов, а также чтобы обезопасить посетителей от возможных травм. Музей-заповелник проводит регулярные экскурсии на форт №1 и форт №7. Заинтересовавшимся историей города и крепости рекомендуем посетить эти объекты.

Точка 1
Точка 2
Точка 3
Точка 4
Точка 5
Точка 6
Точка 7
Точка 8
Точка 9