-
Техника безопасности
К беговым экскурсиям допускаются бегуны в соответствующей форме одежды (в зависимости от погодных условий и места проведения экскурсии): беговые кроссовки, ветровка, головной убор, крем от солнца с SPF не ниже 40, солнцезащитные очки, крем от укуса насекомых, вода.
При движении в группе и при самостоятельной пробежке ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- отходить от маршрута, подходить к электропроводам, неогороженным краям оврагов, обрывов и т.д.;
- мешать другим участникам движения (пешеходам);
- перегибаться через перила и иные ограждения;
- ходить по газонам;
- купаться в водоемах;
- переходить дорогу в неположенных местах;
- наносить ущерб природе, памятникам истории и культуры.
При проведении беговой экскурсии в группе движение осуществляется организованной компактной колонной. Во время экскурсии следует находиться со своей беговой группой, не разбредаться. Переходите проезжую часть централизованно, всей группой.
При самостоятельном прохождении бегового маршрута и пробежке в группе соблюдайте правила дорожного движения при движении по тротуарам, по дорогам, не оборудованным тротуарами, переходе через проезжую часть с движущимся автотранспортом и т.д.
На лесных пробежках внимательно смотрите под ноги, здесь обитает достаточно большое количество змей разных видов. Если вы увидели змею, постарайтесь обойти ее стороной, не пугайте, не гоняйтесь за ней и не пытайтесь взять ее в руки.
Если вы почувствовали себя плохо, необходимо немедленно сообщить об этом гиду группы, а при самостоятельной пробежке – ближайшему прохожему.
Будьте взаимно вежливыми и доброжелательными по отношению друг к другу!
Не стоит пренебрегать мерами предосторожности на пробежке, даже если они кажутся вам незначительными. Осознанность всех участников поможет избежать непредвиденных ситуаций, провести время полезно и приятно.
Участники проекта «Бегу по Приморью: исторические маршруты» обязуются соблюдать и выполнять правила техники безопасности и общественного поведения.
Принимая участие в проекте как на самостоятельных пробежках, так и в организованных группах, вы соглашаетесь с представленной техникой безопасности и берете всю ответственность за свою жизнь и здоровье на себя!
-
Маршрут забега
Открой ссылку и проложи маршрут на карте. Убедись, что в твоем приложении 2ГИС включен слой "Туристические места".
Скачать GPS-трек Центр: форт Поспелова
Нажми на ссылку "Скачать GPS трек Форт Поспелова". Скачай файл. Открой файл через любое скаченное или стандартное фитнес-приложение, измеряющее пройденную дистанцию. Беги по маршруту с личным навигатором.
Как добраться
На своем авто
Адрес для поиска на карте:"Форт Поспелова", остров Русский. Место остановки: площадка справа не доежалая до форта примерно 300 метров.На такси
Место высадки: "Форт Поспелова", остров Русский. Место остановки: площадка справа не доезжая до форта примерно 300 метров.На автобусе
Остановка "Мини-ТЭЦ-Центральная ", остров Русский. Далее пешком 1,6 км до точки старта.
Маршруты автобусов:
№15, №22Д, №29Д, №29К, №63, №74, № 75, №76, № 77 -
Рекомандации по экипировке
Рекомендации по экипировке на маршруте Форт Поспелова
- Ваша одежда должна соответствовать погодным условиям;
- Обязательно при себе иметь ветровку;
- Головной убор ( кепка, шапка, бандана);
- Бафф на шею;
- Рекомендуем иметь тонкие перчатки на руки;
- Кроссовки для шоссейного бега;
- Носки должны выступать за окончание верха кроссовка. Это поможет уберечь ноги от натирания мозолей;
- Не используйте в качестве первого (нательного) слоя изделия из натуральных тканей (хлопок, лен, шерсть, вискозу). Изделия из этих тканей очень плохо сохнут. Используйте изделия из синтетический материалов. Они быстро сохнут и хорошо впитывают влагу с тела;
- Рекомендуем взять с собой бутылочку воды;
- Необходимо иметь с собой комплект сменной одежды, в которую вы можете переодеться после пробежки.
-
Точка 1: старт
Полуостров Саперный – крупнейший полуостров о. Русский. С юго-запада омывается водами бухты Новик, с севера – проливом Босфор Восточный, с востока – Уссурийским заливом. С северо-запада отделён от о. Елены искусственным каналом.
Название полуострову дано в конце XIX – начале XX вв. Сапёр (от французского слова – проводить подкопы) – рабочий или солдат XVII-XVIII вв., специальностью которых было делать подкопы и производить разрушение крепостных сооружений противника при осадах.
Тактическое значение форта Поспелова заключалось в воспрепятствовании проникновению наступающего противника на Сапёрный полуостров, с которого возможен прямой обстрел города Владивостока, и защите близлежащих береговых батарей: Назимовской, Поспеловской и Новосильцевской.
Следует отметить, что выбор позиции для батарей оказался настолько удачным, что часть из них, хорошо вписавшуюся в эволюционировавшую концепцию обороны крепости, со временем лишь перестроили в укрепления из бетона, которые и можно увидеть в настоящее время.
Первым капитальным фортификационным сооружением на острове Русский стало укрепление на перешейке, построенное в 1880-1882 гг., располагавшееся на том самом месте, где в 1897-1899 гг. прорыли канал между проливом Босфор Восточный и бухтой Новик.
-
Точка 2
Поселок Поспелова основан в 1889 г. и назван по фамилии исследования Балтийского моря поручика КФШ Михаила Егоровича Поспелова. На карте 1936 г. на территории поселка обозначена Пристань Поспелова.
Пролив Босфор Восточный, отделяет о. Русский от полуострова Муравьева-Амурского и служит соединительным каналом между Уссурийским и Амурским заливами.
В 1859 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский во время плавания вдоль берегов Приморья на пароходо-корвете «Америка» дал проливу современное название по сходству с проливом Босфор, соединяющим Черное море с Мраморным.
-
Точка 3
В 1887 г. в северной части о. Русский, у мыса Поспелова, впервые высадились артиллеристы для обустройства береговых батарей обороны города со стороны Уссурийского залива в проливе Босфор Восточный.
Вскоре здесь началось широкое казарменное и жилищное строительство, развертывание береговой и сухопутной линий обороны. Впоследствии форт стал центром мощного узла сопротивления, защищающего вход в пролив Босфор Восточный. А гарнизон – последним недостающим звеном в предполагаемой круговой обороне города.
Форт Поспелова, расположенный в 150 м над уровнем моря на горе Поспелова, построен в 1903 г. Свое современное название этот объект получил в 1903 г. 30 августа вовремя переклассификации.
До этого форт был известен, сначала как Временное укрепление № 4, а затем – «Форт князя Дмитрия Донского».
Время строительства – 1901-1904 гг. Гарнизон: 1,5 роты пехоты и 50 артиллеристов. Вооружение на момент постройки: Два пулемёта, двенадцать 9-фунтовых (107-миллиметровых) пушек, две из которых были вмурованы в амбразуры кофра.
Форт Поспелова относится к типу малых фортов и при своей схожести с подобными сооружениями имеет свое особое лицо. Здесь располагался крепостной продовольственный магазин, госпиталь, функционировали корабельный пирс и скважина, дававшая для гарнизона и боевых кораблей пресную воду высокого качества.
При советской власти Форт Поспелова использовался в качестве артиллерийских складов. Также в нем располагались склады боезапаса Школы оружия КТОФ. Ее курсанты несли там караульную службу.
В 2000 г. форт использовался как арт-площадка, где проводился фестиваль «Лабиринты острова Русский».
На сегодняшний день Форт Поспелова является экскурсионным историческим объектом и входит в государственный музей-заповедник «Владивостокская крепость».
-
Точка 4
Форт Поспелова построен на основе типового проекта «форта Буйницкого», он представляет собой лишь слегка искажённый ромб. Его напольные рвы обстреливаются из кофра, а горжевые — из бетонного ружейного капонира, который служит также мостом через ров. Впоследствии к нему был пристроен бетонный каземат1-павильон артезианской скважины.
Кофр2 соединён с внутренним двориком форта потерной3, снабжённой световыми люками. Выход из потерны прикрыт сквозником, то есть бетонной стенкой, защищающей вход от действия ударной волны и осколков разрывающихся снарядов, и может служить убежищем для выкатных пушек. Каземат дежурной части под напольным валом отсутствует.
Казарма форта значительно усилена по сравнению с типовым проектом и может использоваться для постоянного жительства гарнизона. В её бетонном массиве располагаются также убежище для противоштурмовых орудий. К ней примыкает также пороховой погреб, вход в который прикрыт прямым сквозником. Кроме того, под левым напольным валом расположено отдельное убежище для противоштурмовых орудий.
Рельеф местности в районе головного кофра позволял надёжно обстреливать подступы к нему с напольного вала фронтальным огнём, поэтому устройство земляной маски перед ним, как на типовом «форте Буйницкого» не требовалось. Впоследствии форт не подвергался каким-либо разрушениям и серьёзным перестройкам.
1Каземат - долговременная постройка в крепостях. фортах или батареях для защиты от бомб и снарядов, для установки орудий и пулеметов, хранения боеприпасов и т.п.
2Кофр - Закрытый каменный ход в крепостном рву.
3Потерна - подземный коридор для сообщения между фортификационными сооружениями, фортами крепости или опорными пунктами укреплённых районов. -
Точка 5
Форт Поспелова состоит из:
- защитного рва;
- горжевого капонира;
- стрелковой казармы;
- павильона для артезианской скважины;
- двойного кофра;
- двух казарм для личного состава;
- порохового и снарядного погребов;
- двух убежищ для пушек.
Толщина бетонных стен – 90 см.
-
Точка 6
Первые оборонительные сооружения Владивостока появились вначале 1880-х гг. Но вопрос об усилении обороны Владивостока, а соответственно, и Русского острова, сохранялся и далее. И уже в 1888 г. в дополнение к законченному и вооруженному в 1882 г. укреплению перешейка на острове ввели в строй Новосильцевскую батарею на мысе Новосильского, также построили батарею Ларионовскую Центральную у мыса Ларионова. А несколько позже там возвели батареи Ларионовскую Северную, Ларионовскую Южную и Ларионовскую Уступную. Все они имели довольно простое устройство: орудия устанавливали на деревянные основания, набранные из шпал, стянутых болтами. Орудийные дворики были прикрыты с фронта земляным бруствером и отгорожены от соседних земляными же траверсами, в которых имелись бревенчатые погребки для боеприпасов и различного имущества. С тыла такие батареи были замкнуты земляным валом для защиты от вражеского десанта и в случае необходимости могли служить в качестве опорных пунктов для пехоты. Бетонные ниши и несколько подземных бетонированных погребов для боезапаса на них построили уже в 90-е гг. XIX в.
Между батареями были проложены дороги, некоторые из них до сих пор существуют, несмотря на то, что прошло более 100 лет!
-
Точка 7
Для удобства маневрирования кораблей и транспортных судов в условиях тесной блокады, решено было прорыть канал из пролива Босфор Восточный в бухту Новик (где во время Русско-Японской войны базировались подводные лодки).
В начале 1891 г. провели разведочное бурение на перешейке Русского острова под будущий канал. А в 1894 г. было принято окончательное решение об исполнении плана. Прокладка канала осуществлялась в течение 1897–1899 гг.
Строительные работы проводились силами 1-го и 5-го линейных батальонов по проекту военного инженера капитана Романовича.
При этом было срыто, существовавшее там ранее укрепление перешейка. В результате крайний участок Сапёрного полуострова (полуостров Ларионовский) был превращён в о. Ларионовский. Позднее ему дали название о. Елены.
Официальное открытие канала состоялось в ноябре 1899 г. На открытии канала присутствовали специально прибывшие по этому поводу губернатор Приамурского края Н.П. Гродеков и губернатор Приморской области Н.М. Чичагов.
Первым судном, которое прошло по вновь построенному каналу была шхуна «Алеут», украшенная флагами расцвечивания, под командованием командира Владивостокского порта контр-адмирала Г.П. Чухнина.
Канал этот тоже был важнейшим элементом оборонительной системы Владивостокской крепости, поскольку позволял некрупным кораблям, например, миноносцам, спокойно перемещаться из Золотого Рога в бухту Новик и обратно. Это давало возможность максимально использовать минные заграждения для прикрытия обоих входов в пролив Босфор Восточный.
-
Точка 8
Норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен в 1913 г. добрался до Владивостока по Транссибирской магистрали и был очарован красотами города-крепости: «Мы прокатились по холмам, откуда полюбовались чудесным видом на город, гавань и все полуострова и острова поблизости. На всех возведены крепости и форты. Много укреплений видели мы и за холмами на суше. Все в целом производит впечатление неприступности. Когда-то все эти холмы были покрыты могучим, девственным лесом. Далеко на горизонте, посреди пролива, скалистый остров, и на нем крепость; на всех высоких мысах, выступающих далеко в море по обеим сторонам, тоже грозные укрепления».
-
Точка 9, точка 1: финиш
Остров Русский, как, впрочем, и весь город Владивосток, по своей сути, является своеобразным военно-историческим заповедником, местом, где рядом соседствуют памятники фортификационной мысли разных периодов: эпохи крепостей фортового типа и распыленной фортификации, времен Российской империи и Советского Союза. И эти памятники нуждаются не только в дальнейшем изучении специалистами, но и в бережном к ним отношении.